Использование концерта для решения дидактических задач музыкального образования
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного педагога музыкальной школы знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения. Методы обучения музыке детерминированы самим музыкальным искусством, которое требует «какого-то иного творческого акта, чем все остальные школьные предметы».
![](/old_images/stati/img/education/foto1.jpg)
Одной из таких специальных форм работы при преподавании музыкальных дисциплин является использование всех видов концертов как на уроках, так и во внеклассном воспитании. Существуют два вида участия учащихся в концертах – пассивный и активный. К пассивному относится прослушивания с помощью медиатехнологий музыки и посещение концертов известных исполнителей, концертов классической, джазовой, других направлений музыки, которые повышают слушательское культуру, добавляют музыкальных впечатлений, формируют музыкальный вкус и ответственное отношение к музицированию и музыкального обучения в целом. И наиболее важную роль не только в жизни музыканта, который состоялся, но и в жизни начинающего музыканта, который только делает свои первые шаги в музыке, играют такие концерты, в которых музыкант участвует как исполнитель. То есть активный вид участия в концерте.
![](/old_images/stati/img/education/foto6.jpg)
Концерты как неотъемлемая часть жизни детской музыкальной школы.
Академические концерты
![](/old_images/stati/img/education/foto2.jpg)
Академические концерты в детских музыкальных школах являются обязательными контрольными мероприятиями и представляют собой часть учебного процесса. Они могут быть, по решению отделов, как открытыми, так и закрытыми. Переводные академические концерты, как правило, открыты и показывают итоги работы учащихся за год.
Открытый академический концерт может иметь разные формы проведения: тематические концерты, шефские концерты, творческие вечера, концерты для родителей и т. п.
Это такие концерты, которые проводят преподаватели по специальностям (фортепиано, скрипка, гитара и др) в своем классе. В них принимают участие ученики одного педагога, обычно, разные по возрасту, классом и уровнем подготовки. Если у педагога небольшой класс, то такие концерты проводятся с участием учеников сразу нескольких педагогов.
Дидактическая ценность таких мероприятий, кроме оценки знаний, умений и навыков, заключается еще и в том, что дети приобретают исполнительский опыт, видят общий уровень подготовки как младших, так и старших по классу других учеников, могут сравнить результаты своей работы с их результатами, имеют возможность выбрать для себя репертуар из выполненных на экзамене старшими учениками произведений, которые понравились. Но не всегда такие концерты проходят на сцене и воспринимаются детьми как праздник. Эмоциональную окраску академического концерта приобретает психологического напряжения и воспринимается детьми как экзамен.
Тематические концерты
Кроме академических концертов в детских музыкальных школах с участием учащихся проходят различные тематические концерты. В отличие от академического концерта-экзамена или зачета – меры сугубо официальных, закрытых, достаточно жестких, с узкими профессиональными рамками – тематический концерт – это, прежде всего, публичное выступление, праздник, приятные волнения, радость и масса положительных впечатлений.
Тематический концерт может иметь различные формы, например: концерт-лекция, концерт-беседа, концерт-маскарад и тому подобное.
![](/old_images/stati/img/education/foto3.jpg)
Уже традицией в детских музыкальных школах на теоретических отделах стало проведение лекций-концертов. Концерт-лекция, в основе которого лежит рассказ о композиторе или художественное явление и который обязательно сопровождается музыкальными иллюстрациями к нему. Например, к знаменательным датам выдающихся композиторов – И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Е. Грига, К. Сен-Санса, Н. И. Глинки, П. И. Чайковского.
Следующей формой, что используют в музыкальных школах, концерт-беседа, который отличается от предыдущего прямым, непосредственным обращением к зрителям.
![](/old_images/stati/img/education/foto5.jpg)
Интересным является и музыкально-литературный вечер. Такой концерт предполагает тесное сочетание музыки и литературы (поэзии) в сравнении, дополнении или противопоставлении этих двух видов искусства.
Обращает на себя внимание концерт-маскарад – это костюмированный концерт, иногда с элементами драматического действия. Например: концерт-маскарад, посвященный музыкальным рождественским традициям, концерт-маскарад, посвященный образам животных в музыке и т.д..
![](/old_images/stati/img/education/foto7.jpg)
Отдельно следует отметить юбилейный концерт, который всегда посвящается какой-то знаменательной дате и отличается особой торжественностью. Например, концерт по случаю 70-летия музыкальной школы, празднование годовщины создания города, концерт по случаю празднования 40-летия педагогической и исполнительской деятельности преподавателя музыкальной школы.
![](/old_images/stati/img/education/foto9.jpg)
Наиболее распространенным является такая форма концерта, как праздничный концерт. Такие концерты проводятся на Новогодние праздники, День музыки, 8 Марта, День матери, День учителя и др.
Дидактическая роль тематических концертов
Тематические концерты ограничены школьными мерами и к участию в них допускаются лучшие ученики. Дидактическая роль таких концертов заключается в том, что побуждает ученика к действию, к совершенствованию своего исполнительского мастерства. Участие в концерте и почетная, и ответственная. Если ученик знает о том, что пьеса, которую он изучает, будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, удовлетворение потребности ребенка в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.
Но в связи с тем, что концерт ограничен во времени, принять участие в нем может лишь ограниченное количество учеников. Все остальные становятся зрителями и не приобретают исполнительского опыта. Попасть к участия в таких концертах ученикам педагогов, у которых много хороших учеников-исполнителей, трудно, потому что часто по решению отдела в концерте имеют принять участие ученики каждого из педагогов отдела. Поэтому даже очень хорошо подготовленные ученики или ученики с репертуаром, который не соответствует заданной теме концерта, не попадают к участию в таком тематическом концерте. К сожалению, очень много учеников заканчивают музыкальную школу, имея исполнительский опыт только в академических концертах-экзаменах, которые не всегда проходят на сцене. Таким образом, некоторые ученики попадают на сцену и появляются перед широкой публикой первый раз на выпускном концерте-экзамене. Им нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность. Понятно, что им очень трудно справиться со сценическим волнением и показать в своем выступлении достойный уровень подготовки.
Значение концерта в приобритении учениками музыкальных учреждений эстрадного опыта
![](/old_images/stati/img/education/foto10.jpg)
Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обрести собственный эстрадный опыт, а одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло.
По мнению Н. А. Римского-Корсакова, волнение обратно пропорционально степени подготовленности программы. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надежно и крепко выучено музыкальное произведение. Иногда именно отсутствие сценического опыта публичного выступления является причиной неудачного результата.
![](/old_images/stati/img/education/foto11.jpg)
Исследование современного состояния разработанности проблемы использования различных видов концертов как инструментария для решения дидактических задач музыкального образования и систематизация педагогического опыта дает возможность сделать обзор и разъяснение наиболее распространенным видам и типам концертов, предложить свой вариант проведения в младших классах музыкальной школы концерта на основе изученного материала по предмету сольфеджио и привести примеры практического использования концерта на уроке по предмету сольфеджио, предоставить методические рекомендации по наполнению программы концерта.
Концертное выступление ученика является одним из самых сложных видов деятельности и предполагает владение определенным комплексом знаний и навыков. Во время выступления реализуется творческий потенциал исполнителя. Перед ним стоит огромная задача: нужно раскрыть художественную сущность музыкального произведения, проникнуть в глубину замысла композитора. Одновременно исполнитель испытывает на эстраде сильное волнение, во многом связано со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач.
![](/old_images/stati/img/education/foto12.jpg)
Кроме того, эстрадное волнение имеет свои возрастные особенности. У учащихся средних и старших классов такое волнение связано с ростом чувства ответственности, самоконтроля, рефлексии. Поэтому из собственного опыта и педагогической практики моих коллег следует отметить, что чем раньше ребенок выходит на сцену, тем легче ей справиться с эстрадным волнением, выступить достойно, на высоком техническом и эмоциональном уровне, показать подготовленную в классе работу свою и педагога.
Присоединяемся к мнению педагогов, которые считают, что для маленького музыканта особенно значимым событием становится первый концерт. Очень важно, чтобы первый публичный концерт состоялся как можно раньше и оставил в памяти ребенка только положительные эмоции. Поэтому считаем, что нужно приветствовать каждое публичное выступление каждого ученика, класса в целом не только на уроке в классе, а именно на сцене, перед аудиторией.
Концерт, как форма урока в музыкальных школах
![](/old_images/stati/img/education/foto13.jpg)
Кроме вышеобозначенных концертов в музыкальных школах педагоги применяют такую форму урока, как концерт. Такой урок-концерт обычно проходит в классе (учащиеся выступают перед своими сверстниками), но назвать его полноценным концертом и считать, что ученики приобретают сценического опыта, трудно. Во-первых, он проходит в классе, а не на сцене. Во-вторых, концерт проходит без присутствия приглашенных зрителей. В-третьих, нет той атмосферы праздника, торжественности, которая всегда царит при выступлении на сцене. Еще надо учесть, что такой концерт является частью обычного урока и не имеет того веса в глазах учеников по сравнению с эстрадным концертом.
В преподавании музыкально-теоретических дисциплин урок-концерт используется преимущественно на уроке музыкальной литературы как форма изложения материала или его закрепления. Очень известным по этому вопросу есть опыт композитора, музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского, который в 70-х годах создал принципиально новую систему музыкальных занятий в общеобразовательных школах. Каждый учебный год он заканчивал открытыми уроками-концертами, которые не потеряли своей актуальности и сейчас. На такие концерты, которые проходили в праздничной атмосфере в зале, кроме преподавателя и учеников, приглашали руководителей школы, родителей учащихся и коллег-учителей. Урок-концерт проходил как тематический концерт и имел форму концерта-лекции.
![](/old_images/stati/img/education/foto14.jpg)
В свое время уроки-концерты Д. Б. Кабалевского были засняты и с ними можно ознакомиться. Современные учебники по музыкальной образования предлагают не только преподавателям общеобразовательных школ, но и преподавателям специализированных музыкальных заведений взять на вооружение опыт многолетних педагогических достижений Д. Бы. Кабалевского. На заключительном уроке-концерте предлагается подводить итоги усвоения учащимися требований учебной программы. Такой урок считается показателем уровня сформированности музыкальной культуры школьников. Ученики исполняют произведения школьного репертуара, над которыми работали в течение года и которые им больше по душе, а также презентуют ансамбльное игру на музыкальных инструментах. Кроме того, это могут быть фрагменты театрализованных действ, образцы различных видов импровизаций и т. п.
Сфера музыкального образования долгое время оставалась весьма консервативной, особенно в преподавании предмета сольфеджио. Новая программа по предмету сольфеджио, дает преподавателю музыкальной школы большой простор для творческой и педагогической инициативы. В программе предлагается, кроме других типов урока, использовать в том числе и урок-концерт.
![](/old_images/stati/img/education/foto16.jpg)
Программа предлагает широкий спектр типов уроков как по методам развивающего обучения (среди которых названы и урок-концерт по предмету сольфеджио), так и по формам музыкальной деятельности, учебной целью, задачами. Программа носит более декларативный характер, не уточняет ни в каких по возрасту классах, ни за какими темами или каким образом может выглядеть такой урок-концерт. Поэтому очень своевременным и актуальным является обмен опытом, интересными наработками между преподавателями теоретических дисциплин, в частности по предмету сольфеджио.
На уроках сольфеджио такой вид работы принято применять для презентации собственных произведений учащихся, выполненных как творческие задания по импровизации или композиции. В нашей музыкальной школе изучены на уроках сольфеджио песни используют в качестве отдельных номеров на общешкольных концертах.
К сожалению, как в педагогическом опыте, так и в литературе, нет упоминания описания только уроков-концертов на основе материала, изученного на уроках сольфеджио, и нет ни одного упоминания об опыте проведения полноценного и самостоятельного концерта с этого предмета, где бы принимали участие или ученики из одного класса по сольфеджио, или ученики из разных классов одного преподавателя этого предмета, не говоря уже о общешкольный такое мероприятие – самостоятельный концерт на основе сольфеджио.
Очень важным является отбор материала для концерта. Концертные номера должны быть эффектными, красивыми, разноплановыми, контрастными, а не выглядеть учебными упражнениями, логично вплетаться в единую канву концерта.
Значение уроков-концертов для музыкального образования
![](/old_images/stati/img/education/foto15.jpg)
Такой концерт позволяет решить много задач и проблем музыкального образования. Важнейшим положительным моментом, по нашему мнению, является изменение отношения учащихся к предмету сольфеджио как к второстепенному, вспомогательному, неинтересного, скучного предмета. Такие концерты позволяют детям увидеть результаты своего труда не через несколько лет и не как инструмент для изучения произведений по специальности или хора, а видеть свою работу по предмету сольфеджио как самостоятельный и полноценный творческий задел, который можно показать общественности. Появляется мотивация деятельности, появляется смысл изучать, на первый взгляд, сложный и неинтересный предмет. Дети начинают любить сольфеджио, относиться к нему как к интересному и важному предмету, исчезает проблема пропусков занятий.
Задачи, которые решают такие концерты:
- позволяют приобретать сценический публичный опыт не только лучшим ученикам музыкальных школ, а вообще всем ученикам, даже тем, которые не имеют больших успехов в исполнительском мастерстве по специальности и занимаются для себя, для повышения своего общего уровня развития.
- должны всегда праздничную, приподнятую атмосферу и позволяют связать сценический опыт с успехом и положительным подкреплением. Приобретенный сценический опыт добавляет детям уверенности и в дальнейших выступлениях перед большими аудиториями может быть полезным в будущем в любой профессии.
- cовместное творчество при подготовке к концерту превращает учеников класса в единомышленников, сплачивает, развивает коммуникативные качества, дает возможность полноценно социализироваться ребенку, особенно в младшем школьном возрасте.
![](/old_images/stati/img/education/foto17.jpg)
Наша педагогическая и исполнительская практика и опыт наших коллег свидетельствуют, что участие учеников в концертах имеет большое значение для становления музыканта как исполнителя и педагога для решения дидактических задач музыкального образования. Чем раньше дети получают сценический опыт, тем легче в дальнейшем им выступать перед аудиторией и преодолевать сценическое волнение. Конечно, поднимается мотивация к обучению, повышается интерес к предмету и повышается уровень знаний, умений и навыков учащихся, уменьшается количество пропусков занятий. Также формируется положительное отношение к предмету, облегчаются межличностные взаимоотношения детей в группе.