• 0
Ежедневно 10:00 - 20:00

Как музыка влияет на развитие мозга

Давно известно, что музыка имеет большое влияние на развитие интеллекта и чувств, но в последнее время ученые задались вопросом о непосредственном ее влиянии на развитие мозга. С древних времен обеспеченные (и не только) люди пытались приобщить своих детей к миру организованных звуков. Что такое музыка? Это упорядоченное движение звуковых волн определенной частоты. При совместной игре нескольких человек возникает ощущение слухового эффекта гармонии и слияния нот, которые могут звучать в унисон, составлять аккорды или другие созвучия. Всё вместе образует определенную композицию, которая оказывает на чувственную сферу человека прямое и косвенное влияние, но кроме того мозг во время прослушивания нарабатывает нейронные связи, которые потом могут быть задействованы другими системами восприятия и действия. Проще говоря, человек становится более восприимчив, развит, быстрее и правильнее реагирует. Натренировав мозг на музыке, он может стать более успешным в сложных отраслях – логистике, психологии. Рассмотрим основные механизмы этого процесса.

Музыкальное развитие мозга

Мозг человека очень сложен и изучен менее чем на 5%, однако, кое-что мы уже можем сказать с уверенностью. Современные исследования показали, что моторная зона мозга формируется в пределах 6-8 лет, и именно в это время рекомендуется начать активные занятия музыкой с ребенком. Дело в том, что музыкальный инструмент помогает разработать координацию пальцев рук, а следовательно, развить сенсорные зоны мозга. Занятия с клавишными (рояль, пианино), струнными (гитара, скрипка) или духовыми инструментами (флейта) позволяют маленькому человеку стать более уверенным во всех своих движениях. К тому же, начало активных занятий сопряжено с прослушиванием простой музыки специально для малышей, а значит, больше шансов, что ребенок увлечется музыкой. Кроме того, если индивид воспринимает искусство, то велика вероятность, что он будет тонко чувствовать тон разговора и направленность интонаций других людей, а следовательно, иметь более высокий эмоциональный интеллект, важность которого признается в последнее время все чаще.

Правое полушарие и левая рука

Нередко случается так, что малыша приучают брать ложку или игрушки правой рукой; если получается – родители безмерно рады. Но они забывают про левую руку, которая связана с правым полушарием мозга, отвечающим за воображение, чувства, творческое мышление. Когда же с юного возраста человек учится играть на инструменте, он развивает мелкую моторику левой руки, что благоприятно сказывается на развитии его творческих качеств. Пример привести очень просто: при игре на гитаре (да и на любых других струнных) левой рукой зажимаются аккорды, играются соло и мелодии. Правая же рука отвечает за ритмическую составляющую композиции: задает бой, делает «щипки». Конечно, ребенок не станет амбидекстером, но занятия музыкой помогут ему в достаточной мере стимулировать такое важное правое полушарие и компенсировать неравномерность использования рук в нашем праворуком мире.

Лобные доли

Лобные доли очень важны, так как отвечают за контроль поведения человека. Практически все интеллектуальные процессы контролируются этой частью мозга. Размеренные занятия музыкой приучают человека к дисциплине. Были проведены многочисленные опросы в разных странах мира, которые показали, что дети, обучающиеся музыке с детства, более дисциплинированы, управляемы, лучше приспосабливаются к социуму, более успешны и востребованы в обществе. Нужно заметить, что лобные доли особенно задействованы при самостоятельном сочинении музыки, что совсем не так сложно, как это кажется родителям или даже учителям-классикам.

Опыты с МРТ: кровообращение и височные доли

Магнитно-резонансная томография служит для измерения активности мозга. Опыты показали, что при прослушивании полезной для мозга музыки происходила нормализация мозгового кровообращения. Более того, эксперимент с моделированием работы мозга показал, что она имеет ту же природу, что и устройство музыки: одновременные и последовательные электрические сигналы, произведенные мозгом, переведенные в звуковые, напоминали иногда классическую, а иногда восточную музыку. Были произведены также опыты, которые дали следующий результат: чаще всего при прослушивании музыки были задействованы височные доли, отвечающие за слух, а также эмоциональные центры. У профессиональных музыкантов эти зоны даже выглядят большими по сравнению с обычным человеком. Как и любая живая система, мозг в своей основе цикличен, циклы имеют длительность примерно в 20-30 секунд. Ученые проанализировали музыку 65 разных композиторов с целью выявить такие волны, и обнаружили, что они чаще всего встречаются в музыке Моцарта, потом следовали Скарлатти, Вивальди. В музыке современных поп-исполнителей они встречаются реже всего.

Эффект Моцарта

В 1995 году американским психологом были проведены опыты с крысами: половине подопытных в течение двух месяцев ставили классическую музыку, вторая развивалась в тишине. Первая группа прошла лабиринт на 27% быстрее и с на 37% меньшим количеством допущенных ошибок, чем вторая. Это доказывает, что влияние музыки на живые системы имеет нейробиологическую, а не только эмоциональную природу.

Были также проведены отдельные опыты с музыкой великого Моцарта, который говорил, что «невозможно поверить алгеброй гармонию». Итак, люди, которым ставили Моцарта, показывали резкий всплеск умственной активности. После прослушивания те же люди решали более сложные задачи, чем могли до прослушивания, имели повышенный тонус и быстрей реагировали на различные малоуловимые раздражители. Эту практику назвали «Эффектом Моцарта». Вообще количество исследований, которые указывают на классическую музыку как на самую полезную крайне велико. А как в наше время можно приучить ребенка к правильным звукам, особенно если в семье классическую музыку не слушают, но хотели бы начать?

В итоге можно сказать, что любые занятия музыкой (сочинение, исполнение, даже просто прослушивание) воздействуют на мозг, затрагивая либо его определенные зоны, либо весь орган целиком. Нейронные связи, которые нарабатываются таким простым и приятным способом, человек может использовать в повседневной жизни. Тезисы эти не голословны, так как ведущими учеными проводились исследования при помощи современных технологий МРТ (наблюдается структура мозга) и ЭЭГ (анализируются его функции). Результаты опытов показывают, что музыка развивает мозг: информация, поступающая через органы чувств, обрабатывается быстрей. Каждый человек, который желает получить развитый и функциональный мозг, должен заниматься музыкой, любить её, ценить и обязательно слушать.

Смотрите также: