• 0
Ежедневно 10:00 - 20:00

Музыкальные гаммы

Музыкальная гамма – это выстроенная восходящая или нисходящая последовательность нот внутри одной октавы. Теория музыки объясняет понятие гаммы как звукового ряда неопределенной протяженности, между соседними ступенями которого существует отставание на целый тон или полутон.

Ниже на изображении вы можете видеть: гаммы ля-минор, ми-минор, ре-минор и соль-минор.

гаммы

Цель изучения гамм

В начальный период обучения игры на музыкальном инструменте идет закладка фундамента технических навыков игры, основных понятий, развиваются и закрепляются приемы построения звуковых интервалов и трезвучий. Звуковые ряды, в виде музыкальных гамм, тренируют пальцы рук, позволяют оттачивать технику игры на инструменте. В результате ежедневных тренировок происходит наработка беглости, четкой последовательности движения пальцев. Звуковые ряды отлично развивают слух и чувство ритма, помогают отшлифовать технику звукоизвлечения, выработать скорость. Обычно вначале осваивают прямые звукоряды, затем переходят на расходящиеся.

Примерно так выглядит и играется гамма на фортепиано:

Структура музыкальной гаммы

Гаммы образуют ключевые шаблонные элементы музыкального произведения в любом жанре и стиле. Для того чтобы понимать структуру звукового ряда, нужно знать определения октавы, тона и полутона. Пространство между двумя идентичными нотами, например, между ближайшими нотами Соль, называют октавой.
Разница в высоте звучания, интервал между ближайшими звуками называется полутоном. Тон состоит из двух последовательно взятых полутонов. Начальная нота музыкальной гаммы – это основной тон или тоника. Понятие гаммы можно также выразить, как ряд звуков от тоники до следующей тоники.
Постепенное повышение звуков в пределах тоник – это восходящая гамма, понижение звуков создает нисходящий звукоряд. Мажорный звукоряд обладает 7-ю ступенями. Ступени – звуки гаммы, обозначенные римскими цифрами. Начинаются от тоники, самой устойчивой ступени, задающей тональность. За тоникой следует верхний вводный тон, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта, седьмая, октава. Октава идентична тонике, но находится выше. После нее можно начинать со второй или продолжать с девятой.

Разновидности

Разновидностей звукорядов – несколько десятков. Тональная музыка имеет разделение на две крупные группы гамм, с которых начинается обучение:

  • Мажорные гаммы. Принцип построения основан на чередовании тонов и полутонов: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Простейший звукоряд для скрипки – ре мажор, для фортепиано – до мажор. Звучание этих звуковых рядов имеет радостный оттенок.
  • Минорные гаммы. Принцип построения: тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона. Простейшая гамма для фортепиано – ля минор. Звучание воспринимается, как лирическое, грустное.

Существует также разделение этих двух групп на диезные и бемольные. Первые характеризуются наличием в тональности диеза при ключе: C dur, a moll. Вторые отличаются наличием бемолей при ключе: F dur, d moll.

Отдельную нишу занимают хроматические гаммы, построение которых идет по принципу – полутон, полутон.
Могут быть и необычные звуковые ряды. Гаммы можно сравнить с каким-либо блюдом, которому изменения придают новый особый вкус. В модальной и атональной музыке существует безграничное количество ладов, дающее возможность придумывать свой звуковой ряд. Для увеличения возможностей для самовыражения необходимо знать их как можно большее количество.

Мажорная и минорная пентатоника, мажорная, натуральная минорная гамма – составляют основу музыки. Зная лишь их, можно исполнить до 95% музыки, в том числе рок. Можно остановиться на этом количестве. При желании можно изучить более редко используемые звукоряды: гармонический и мелодический минор, мажорные и минорные лады, множество экзотических гамм, применяемых в народной музыке.

Мажорные и минорные гаммы

Законом построения гаммы считается определенная последовательность промежутков между нотами гаммы. Построение звукоряда может начинаться от любой ноты. При этом она может содержать любое количество нот, но не более семи. Например, Ми-минорная гамма строится от ноты Ми и заканчивается ею же. Для построения мажорного звукового ряда за основу берется любая нота, поднимается на тон выше, становясь второй ступенью гаммы. Затем вторая нота поднимается на тон, образуя третью ступень, поднятием третьей ноты на полтона получают четвертую ступень. Мажорные и минорные гаммы разделяются на три вида:

  • Диатонические. Это натуральный, наиболее часто встречающийся мажорный звукоряд со своими имеющимися ключевыми знаками, без случайных знаков альтерации. Для минорной гаммы – это простой, одинаковый при любых движениях звукоряд, в котором учитываются лишь ключевые знаки.
  • Гармонические. Характеризуется пониженной шестой ступенью (VIb) при движении вверх или вниз. Это придает звуку более минорный оттенок. В минорной гамме при любом движении происходит повышение седьмой ступени (VII#), с тяготением к тонике.
  • Мелодические. Для мажорного звукоряда, при восходящем движении играет, как гамма диатонического типа. При нисходящем движении происходит понижение шестой и седьмой ступенек (VIb, VIIb). Минорная гамма характеризуется повышением двух ступеней, шестой и седьмой (VI#, VII#) при движении звукоряда вверх. Нисходящее движение отменяет повышение и играется натурально.

Изучение

При осваивании звукоряда необходимо вникнуть в ее характер, обучаться навыкам певучести и плавности игры legato. Нужно стараться использовать различную артикуляцию, акценты, разные ритмы. Применение многообразия нюансировок, динамики, тембра позволят улучшить качество исполнения.

Гамма сравнима с фундаментом той мелодии, из которой ее извлекают. Число их довольно велико. Разные национальные культуры обладают различными звукорядами. Незнание гамм сравнимо с попыткой сочинить поэму, не используя слова. Они являются палитрой, предоставляющей ноты для создания сольных мелодий, аккордов, аккомпанементов. Чем большее количество изученных гамм, тем больше возможностей для самовыражения.


 

Также возможно вам будет интересно почитать: